Главная » Файлы » Мои файлы

виртуальная экскурсия
[ Скачать с сервера (45.5 Kb) ] 10.09.2013, 18:31

Тема. Р.Р.Средства связи предложений в тексте

Цели урока:

- обучать словесному описанию картины;

- развивать связную речь учащихся;

- учить умению высказывать мысли, используя простые предложения и сложные предложения; использовать различные средства связи предложений в тексте.

- прививать любовь к искусству и родной природе; а также интерес к русской живописи и внимательному отношению к выбору слов,

- подготовить учащихся к написанию сочинения описательного характера по картине А.А. Пластова  «Летом» и А. М. Герасимова «После дождя»

 

Оборудование: мультимедиа, иллюстрации

 

Ход урока.

 

1. Слово учителя.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. По форме – это будет виртуальная экскурсия. А по содержанию – урок развития речи по подготовке к написанию сочинения.

Итак, добро пожаловать в наш мини-музей.

1 слайд – выставка двух картин

 

-Красиво? А для чего люди посещают музеи?

-Какие самые известные музеи  вы знаете? 2 слайд (Эрмитаж, Русский музей, Пушкинский Третьяковка)

 

3 – 4 слайд. Вспомните средства связи предложений в тексте.

Повторяющиеся слова. Замещающие их местоимения. Синонимы.

Какие из них чаще употребляются в художественном стиле? (выделяются в слайде)

 

5 слайд. Подтвердим примером (упр.274)

 

6 слайд. Живопись отражает окружающий мир с помощью цвета.

«Краски должны выражать наши мысли,

колорит должен выражать настроение картины, ее душу,

он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке» (И.Е. Репин)

 

7 слайд. Постарайтесь прежде всего уловить настроение, которое передал художник

прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает картина у вас

опишите картину человеку, который ее не видит.

 

2 группы – деловая игра –  8 слайд 2 картины подготовка

 

9 слайд – Словарик: художник, искусствовед, эксперт, экскурсовод, реставратор, Репродукция картины, Натюрморт, Пейзаж, Портрет, Теплые и холодные цвета (палитра)

10 слайд - художник

Сегодня у нас есть два искусствоведа. Они познакомят вас с творчеством художников.

11 слайд – 21

1) Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году в деревне Прислониха, Ульяновской области. Здесь же он и прожил большую часть своей жизни. Художник был сыном местного библиотекаря и внуком иконописца. Всего  3 года Пластов проучился в своей деревенской школе. Мальчиком он  был отдан в духовное училище, затем он перешел в семинарию. Здесь на уроках рисования и выявились впервые его художественные способности. В Москве, куда привела юношу тяга к искусству, ему не удалось сразу поступить в Училище живописи, ваяния и зодчества. Пришлось пойти учиться в Строгановку, в скульптурную мастерскую. Только через два года он попал в Училище живописи, занимался там на скульптурном отделении, но параллельно он брал уроки живописи. В 1917 году Пластов вернулся в родное село Прислониха. Аркадий Александрович с юности мечтал стать живописцем, поэтому сразу же после возвращения на родину он стал профессионально заниматься художественной деятельностью. Когда же художника постигло несчастье: сгорел дом, где погибли все созданные им картины, он не сложил руки и не бросил кисть. Он начал писать с удвоенной силой. За свою жизнь Пластов создал 10 000 полотен! Многие из них хранятся в самых известных музеях страны. Пластов- признанный мастер при жизни. Он награжден двумя орденами и множеством медалей. На родине все любили и ценили художника, поэтому после его смерти, 12 мая 1972 года, стали отмечать дни памяти Пластова  в Прислонихе и даже в Москве. А в Ульяновске в его честь названа улица и поставлен памятник.

Слайд 22- слова Пластова

 

Слайды 23-33

2) Александр Михайлович Герасимов родился 31 июля (12 августа) 1881 года в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск). Здесь, в маленьком уездном городе Тамбовской губернии, прошли его детские и юношеские годы. Сюда он часто приезжал на лето, уже став именитым художником. В 1903—1915 годах Герасимов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками были крупнейшие русские живописцы: А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин, К. А. Коровин, В. А. Серов. У них он заимствовал широкую этюдную манеру письма, экспрессивный мазок, сочный колорит.

  На многих полотнах Герасимова изображён старый Козлов: «Домик на Питейной улице», «Дворик в Козлове», «Окраины Козлова». На них старые дремлющие улочки как бы оживают, гудят потревоженные мостовые. Очень многие картины писались в Козлове или создавались на местном материале.

С 1918 года он жил в Козлове, участвовал в оформлении города для крупных советских праздников. В 1918 году после службы в армии А. Герасимов вернулся в Козлов и начал работать декоратором в драматическом театре.

В дореволюционный период А.М.Герасимов работал в основном в жанре пейзажа. В конце 30-х годов А.М.Герасимов увлекается портретом: "Портретный жанр является основным видом моего творчества, выражающим мою сущность как художника". Художника привлекали личности творческие, интеллектуально богатые и значительные. "Я любил и люблю сильное и яркое в природе, ищу то же в человеке и когда нахожу, мне неудержимо хочется запечатлеть его в красочном образе", - вспоминал А.М.Герасимов. 

 Герасимов имел дар легко схватывать портретное сходство и ощущал себя в первую очередь портретистом. Среди его работ постепенно начинают преобладать изображения людей высокопоставленных.

Есть у Герасимова прекрасные пейзажи и натюрморты, где он раскрывается как мастер колорита, поэт природы. Особенно привлекают внимание его цветочные натюрморты. "Из всех цветов, - говорил Александр Михайлович, - я больше всего люблю розы, пионы и полевые цветы”. Полевые цветы, чья свежесть так мимолетна, сияют с полотен Герасимова неугасимым светом радости лета.

А сейчас попросим экскурсовода рассказать о картине Аркадия Александровича Пластова «Летом»

Слайд 35

1)- Картина «Летом» написана в 1954 году. Аркадий Александрович воспел в ней богатство и щедрость родной земли, простых людей, отдыхающих после сбора грибов и ягод.

 

Эта свежесть веселой травы

В желтых кляксах цветов беспородных-

Исцеленье, забота и отдых

Святой крестьянской семьи.

 

На картине мы видим женщину и девочку. Женщина в синем платье, видимо, очень устала, собирая ягоды и грибы, и теперь она дремлет в густой траве, прикрыв лицо рукой от солнца. Художник обращает наше внимание на натруженные руки женщины. В центре картины- девочка в красном  платке. Она сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает спелые ягоды с ветки.

Ах, как время бесшумно текло
На краю земляничной поляны,
Что в июне успев отцвести,
Вдруг укуталась сладким ковром.

Около девочки примостилась собака. Она вытянула лапы вперед и положила их на свою морду. Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями березы. Они скрылись от зноя.

 

В небе облачко спит, как задержанный штилем кораблик,
На подходе к зениту в ленивой дали замерев.
Дозревают в лесах пестробокие глобусы ягод,
Усердно усами цепляясь за ветки дерев.

В этот запах и звон, золотого светила горенье
Уходить с головой, погружаться в томительный зной-
Только слух насыщать, насыщать обонянье и зренье –
И забыть о делах, и не думать о ноше земной…

 

Ослепительное солнце озаряет изумрудную зелень травы, белые ромашки, голубые колокольчики, окрашивая их в желтоватый цвет. С помощью цвета художник создает образ и передает свое отношение к изображаемому.

 

Слайд 36

2) «После дождя» («Мокрая терраса»). 1935 Холст, масло. 78х85.
За эту картину в 1937 художник получил Гран-при Всемирной выставки в Париже. Предоставим ему слово.

А.М.Герасимов вспоминал: "На моей выставке "25 лет творчества" был этюд, известный под двойным названием "Мокрая терраса" и "После дождя" (сейчас он находится в Третьяковской галерее). Я сделал этюд в полтора часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг... порывистый ветер, срывая лепестки у роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, ... меня охватил неописуемый восторг от свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы... Я лихорадочно начал писать...
Я не придал как-то особого значения этому этюду и только на выставке не без огорчения заметил, что многие зрители больше отдают внимания этюду "Мокрая терраса", чем громадной картине "Первая Конная"..."
(Цит. по изд.: Герасимов A.M. Жизнь художника. М., 1963. С. 157-158

Слайд 37-39 работа над описанием картины Герасимова

Слайд 40-41 Заключение. Д.задание

1) урок не прошел для нас даром: мы узнали много интересного и полезного из жизни двух русских художников Аркадия Александровича Пластова и Александра Михайловича Герасимова, а главное - познакомились с их полотнами. Это нам обязательно поможет при написании сочинения-описания картины

Живопись, проза и поэзия – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру. Нужно только научиться видеть, слышать мир, развивать в себе чувство прекрасного. Для этого совсем не обязательно совершать дальние путешествия. Дальние страны-  вокруг тебя! Поля, луга, озерки, люди… Вооружайся терпением и вниманием к родной природе, к человеку и выходи читать увлекательную книгу под названием «Жизнь» так, как умел читать ее русские художники

Как мне жалко людей, про которых

Говорят, что угрюмый их глаз

Видит лишь водоемы в озерах,

А в лесу древесины запас;

Кто не может с речушкой сдружиться,

Не заплачет навзрыд с куликом,

Кто не знает, как пахнет душица

На поемном лугу вечерком…

Пей же всласть родниковую воду,

Росной свежестью луга дыши,

Кто не любит родную природу-

Тот не знает народной души!

Любви, добра, понимания, внимания, удачи и разнообразных творений всем присутствующим сегодня на нашем мастер-классе!

Спасибо за внимание!

 

Категория: Мои файлы | Добавил: olga04k
Просмотров: 490 | Загрузок: 35 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: