Главная » Статьи » Мои статьи

Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе

Пояснительная записка

 

В концепции модернизации российского образования до 2010 г. обозначены требования к подготовке специалистов на всех уровнях профессионального образования. Если следовать данным требованиям, то и обучение в рамках СПО должно измениться. Нынешний выпускник должен обладать рядом качеств, в том числе умением реализовать свой внутренний потенциал, применить свои знания на практике, т.е. задача учебных заведений – обеспечить формирование компетенций[1] обучаемых и выпускников.

Образование, основанное на компетентности, - это образование, базирующееся на описании, изучении и демонстрировании знаний, навыков, поведения и отношений, требуемых для какой-либо определенной роли, профессии. Поэтому сейчас не обойтись без знания компьютера и современных офисных программ.

Личность преподавателя, его умение и навыки, его постоянный личностный рост – залог успеха студентов.

Данная методическая разработка адресована преподавателям, которые стремятся улучшить процесс обучения, сделать его интереснее, адаптировать к новым требованиям государства вообще и производства в частности. В методической разработке раскрываются вопросы, связанные с использованием в процессе обучения программы Power Point, программы составления и использования мультимедийных презентаций.

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход, противоположный знаниево-ориентированной, безличностной педагогике. Учебные заведения обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.

Использование в работе преподавателя новых возможностей предполагает личностно-ориентированное обучение, объединяющее разные педагогические технологии, - обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, проблемное обучение, исследовательский метод,  проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение видеть, формулировать и решать проблему.

 

 

 

 


Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий (учащийся или учитель) смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись физических и химических опытов, снимки поле­вых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики заме­ров температуры и др. Эти материалы могут также быть подкреплены со­ответствующими звукозаписями.

Варианты использования презентаций:

1.          Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала.

Выгоды: заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т. п.

2.         Наглядная демонстрация процесса.

Выгоды: наглядная демонстрация процесса (построение диаграмм, таблиц, моделирование физических опытов, построение географических карт и т. д.), которую невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.

3.         Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов.

Выгоды: подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения собственного доклада;

создание фотоальбомов, как отчетов о проведенных группой учеников исследованиях в рамках деятельности по проекту.

4.         Совместное изучение источников и материалов.

Выгоды: совместное изучение информационных источников и материалов урока (например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из Интернета материалов и пр.)

5.   Корректировка и тестирование знаний.

Выгоды: проведение дополнительных занятий в компьютерном классе или медиатеке, когда отставшие или отсутствовавшие учащиеся самостоятельно изучают материал на основе презентаций;

работа с тестирующими системами и тренажерами.


Оформление слайдов мультимедийных презентаций

 

Стиль

Соблюдайте единый стиль оформления.

Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).

 

Фон

Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый)

 

Использование цвета

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.

Для фона и текста используйте контрастные цвета

Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

 

Анимационные эффекты

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

 


Представление информации в мультимедийных презентациях

 

Содержание информации

Используйте короткие слова и предложения.

Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории

 

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней

 

Шрифты

Для заголовков — не менее 24.

Для информации — не менее 18.

Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

 

Способы выделения информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

 

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

с текстом;

с таблицами;

с диаграммами.


Заключение

В 21 веке основами развития общества становятся не ресурсы, а знания. Для успеха нашим учащимся необходимы:

1. способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи;

2. уметь работать в команде и обладать навыками общения;

3. определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них;

4. эффективно использовать знания реальной жизни;

5. компьютерная грамотность.

Раньше процесс обучения выглядел так:

1.      Пассивное изучение, основанное на теории.

2.      Один источник (максимум два).

3.      Изолированная работа.

4.      Передача информации.

5.      Изучение фактов и сведений.

6.      В центре процесса – учитель.

Использование ИКТ меняет картину:

1.      Активное «извлечение уроков», основанное на самостоятельной творческой работе.

2.      Мультимедиа.

3.      Совместная работа.

4.      Обмен информацией.

5.      Критическое мышление и выработка решений.

6.      В центре процесса  учащийся.



[1] Компетенции – обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность.

Категория: Мои статьи | Добавил: olga04k (10.09.2013)
Просмотров: 506 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: