Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности словообразования профессиональной лексики

Методическая карта  занятия по дисциплине

«Русский язык и культура речи» на  II курсе

 

Группа: 206 (специальность «Экономика и бухгалтерский учет»),

204 (специальность «Банковское дело»)

Преподаватель: Коханова Ольга Валериановна, преподаватель первой квалификационной категории.

 

Тема: Особенности  словообразования профессиональной лексики и терминов.

Словообразовательный анализ общеупотребительной и профессиональной лексики.

 

Тип занятия: урок усвоения новых знаний.

 

Форма: комбинированная (теоретическая и практическая работа), с использованием мультимедиа презентации по теме.

 

Учебно-организационная деятельность: слово учителя, групповая работа, работа в парах и индивидуальная работа.

 

Средства обучения и оснащение занятия: мультимедийная установка, ПК, экран,

 

Учебно-методическая литература: И.Б.Голуб «Русский язык и культура речи» М. «Логос» 2004 г., «Словарь терминов по дисциплине “Экономика предприятия”», НТПБ, 2007 г.

 

Дидактические материалы: презентация по теме, карточки - схемы словообразовательного разбора и разбора слова по составу.

 

Внутрипредметные связи: лексика, словообразование.

Межпредметные связи: экономика, бухгалтерский учет, банковское дело.

 

Место проведения: кабинет русского языка и культуры речи

 

Продолжительность: 1час 20 мин.

 

Учебно-технологическая карта занятия и её методическое обоснование.

 

1. Организационный момент (1 мин.)

Цель: отчет дежурного, мобилизация студентов на учебно-практическую деятельность.

 

2. Актуализация опорных знаний (10 мин.)

План работы:

1) проверка домашнего задания в форме терминологического диктанта

2) взаимопроверка

3) полилог преподавателя и студентов

 

3. Сообщение темы, целей и задач занятия (1мин.)

Образовательные: дать определения «профессиональная лексика и термины», «профессионализм» и запомнить их;

- знать способы словообразования профессиональной лексики и терминов

Развивающие: уметь различать профессиональную лексику и профессионализмы,

- выполнять словообразовательный анализ слов

- уметь пользоваться нормами словообразования

Воспитательные: - эстетическое воспитание

- формирование культуры речи и культуры употребления слов

- развитие  профессиональной направленности студентов

 

4. Работа над темой (62 мин.)

План работы над темой:

I. Работа с определениями:

1) Сообщение темы и задач. (Слово учителя).

2) Запись в тетради структуры занятия. (Работа со слайдами № 1 и № 2 мультимедиа презентации).

3) Работа с профессиональной лексикой. (Групповая работа и работа в парах).

4) Определение терминов «профессионализм», «профессиональная лексика». (Эвристическая беседа и запись в тетрадь. Мультимедиа, слайд № 3).

5) Работа со словами «термин», «терминология». (Ответ студента, комментарий, запись в тетрадях. Мультимедиа, слайды № 4, 5,6).

II. Особенности  словообразования профессиональной лексики и терминов:

1) Способы образования слов. (Индивидуальный опрос, ответы студентов на материале предыдущих занятий. Мультимедиа, слайд № 7).

2) Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. (Слово учителя. Мультимедиа, слайд № 8).

3) Закрепление темы. (Разбор слов на доске, указание способа словообразования. Мультимедиа, слайд № 9).

III. Физкультразминка.

IV. Практическая работа с терминологией экономистов и банковских служащих.

1) Индивидуальная работа с карточками).

2) Проверка и вывод: какие способы словообразования чаще используются при образовании профессионализмов. (Выводы студентов).

3) Практическое задание. (Работа в парах с последующей взаимопроверкой).

V. Употребление и стилистика профессиональной лексики и профессионализмов.

1) Слово учителя.( Мультимедиа, слайды № 10, 11).

 

5. Подведение итогов (4 мин.) Анализ работы, выставление оценок.

6. Домашнее задание (2 мин.)

 

Ход занятия

1.Организационный момент.(1 мин)

- Приветствие учителя. Доклад дежурного.

2. Актуализация опорных знаний.(10 мин) Проверка домашнего задания.

1). Терминологический диктант. (8 мин.)

1. Раздел науки о языке, изучающий строение слов и способы образования слов.                                                   /Словообразование/

2. Способ словообразования при помощи приставок, суффиксов, сложением слов, основ. /Морфологический/    

3.Способ словообразования путем перехода из одной части речи в другую.                       /Морфолого-синтаксический/

4.Способ словообразования слова из словосочетания. /Лексико-синтаксический/

5.Способ словообразования путем образования омонимов./Лексико-семантический

6.Словарный состав языка. /Лексика/

7.Раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи. /Морфология/

8.Раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова. /Морфемика/

9.Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. /Синтаксис/

2) Взаимопроверка. 1-2 ошибки – «4», 3-4 – «3», 5 и больше – «2»

Сколько «5», «4», «3», «2»?

3). Полилог преподавателя и студентов. (2 - 3 мин.)

- Вспомним тему прошлого занятия //-Стилистические возможности словообразования.

- В чем эти возможности заключаются? //-В создании слов с различной стилистической окраской, в возможности выразить то или иное чувство или понятие при помощи языковых средств.// 

3. Сообщение темы, целей и задач занятия.

4. Работа над темой: 62 мин.

 

Тема нашего занятия - Особенности  словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ общеупотребительной и профессиональной лексики. //Мультимедиа, 1-й слайд и запись в тетрадь.//

В результате нашего занятия мы должны вспомнить, что такое профессионализмы и термины, расширить познания о профессиональной лексике вашей специальности («Экономика и бухгалтерский учет», «Банковское дело»), узнать разницу между профессионализмами и профессиональной лексикой, узнать, как  образуются профессионализмы, выполнить словообразовательный разбор и разбор слов по составу, сделать  выводы о том, как образуются профессионализмы.

 

I.Запишем структуру занятия: // Мультимедиа, 2-й слайд//

1.Профессиональная лексика и термины  (10 мин)

2.Словообразование профессиональной лексики (20 мин)

3.Разминка.(1 мин.)

4.Практическая работа с терминологией экономистов и банковских служащих     (20 мин)

5.Употребление и стилистика профессиональной лексики и профессионализмов. (10 мин.)

6.Выводы.(5 мин)

7.Домашнее задание.(2 мин)

 

I. Работа с определениями:  (10 мин.)

Итак, вы студенты 2 курса, в следующем году вам предстоит пройти практику, а сейчас вы изучаете множество спецпредметов. Назовите их.

 С какими словами или терминами на этих дисциплинах вам приходится сталкиваться? //Работа в парах. – Зачитываем результаты.// Это ваша профессиональная лексика.

-Что такое профессионализмы?// В ходе эвристической беседы с классом выясняем значения слов «профессионализм», профессиональная лексика, сферу их применения. В ходе данной беседы студенты должны четко разграничить эти два понятия, а именно: профессионализмы – слова, имеющие терминологическое значение, но употребляемые преимущественно в разговорной речи людьми одной профессии, а профессиональная лексика – прерогатива официальных бумаг и документов.

// Мультимедиа, 3-й слайд и запись в тетрадь.

Из предыдущих уроков-презентаций мы знаем, что такое термин

// Мультимедиа, 4-й слайд//

-Что называем терминами? Ответ студента.

// Мультимедиа, 5-й слайд – чтение студентом // Действительно, термины - слова или сочетания слов, обозначающие строго определенные научные, технические, искусствоведческие или общественно – политические понятия, т.е. являются официально принятыми.

Но к этому определению сегодня возьмем и новый материал - Термины являются частью лексического состава русского языка. Их можно разделить на исконно русские: тепло, скорость, колеса, пальцы и др. – и заимствованные: педаль, вибрация, деталь, кнопка, дрель, температура и др. // Запишем в тетрадь в два столбика самое основное из данного блока. Комментарий  студента.

Если мы встречаемся в своей практике не с одним термином, а с целой системой, о чем нам следует говорить в данном случае?  -// Мультимедиа, 6-й слайд // терминология //запись в тетрадь.

 

II. Особенности  словообразования профессиональной лексики и терминов. 20 мин.

Вновь вспомним материал предыдущих уроков.// Мультимедиа, 7-й слайд - показ.//

Какие способы образования слов существуют в русском языке?  - Индивидуальный опрос, ответы студентов.

  • Морфологический (с помощью приставок, суффиксов, сложением слов, основ)
  • Морфолого-синтаксический (переход из одной части речи в другую)
  • Лексико-синтаксический (образование слова из словосочетания)
  • Лексико-семантический (образование омонимов)

Теперь выясним, каковы особенности  словообразования профессиональной лексики.

// Мультимедиа, 8-й и 9-й слайды // Профессионализмы – слова, имеющие терминологическое значение, но употребляемые преимущественно в разговорной речи людьми одной профессии. Как правило, это специальные наименования производственных процессов, орудий производства, сырья, изготовляемой продукции: розлив, отжим, подсол, переплав. В «Словаре русского языка» АН СССР профессионализмы даются с пометкой (спец.) Иногда они даются без помет: разруб – сортовой разруб мяса.

//С разбором слов на доске//Профессионализмы часто образуются в результате усечения основы (демисезон – демисезонное пальто, легал, эксклюзив, ультрафиолет), и иногда путем стяжения неоднословных наименований и суффиксации (горючка – горючие материалы, атомка – электростанция). Иногда созданные по таким моделям слова понятны всем и получают широкое распространение, но не в словарях, а в разговорной практике, их еще называют жаргонизмами (образуются чаще в результате усечения основы): абитура, академка, губа, самоволка, горючка, легковушка, дембель.

 

III. Физкультразминка.

Итак, плавно переходим к 3-й части занятия – практической работе с терминологией экономистов и банковских служащих.

 

IV. Практическая работа с терминологией экономистов и банковских служащих. (20 мин. Работа с карточками (индивидуальная) (10 мин) – цель: выяснить, каковы наиболее частые способы образования профессионализмов. Но прежде мы должны вспомнить «Порядок словообразовательного разбора» и «Порядок разбора слов по составу».

У вас на партах две карточки: на одной – схемы, на другой –слова. Выполняем разбор, следуя схемам. Зачитываем, чертим: изменить  > окончание> основа> образовано> приставки, суффиксы> способ словообразования; разбор по составу.

 

«Порядок словообразовательного разбора»:

1.Изменить слово, выделить его окончание, основу.

2. Найти слово (или основу), от которого образовано данное слово.

3. Определить, с помощью какой приставки, суффикса и т.д. образовано данное слово.

4. Назвать способ образования.

 

«Порядок разбора слов по составу»:

1. Определить слово как часть речи.

2.У изменяемого слова найти окончание и определить его значение. Правильность выделения окончания проверить его изменением.

3. Указать основу слова.

4. Выделить корень (корни) – для этого подобрать однокоренные слова.

5. Выделить приставки и суффиксы. Правильность выделения морфем доказать подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.

 

Например: горный ←гора, первая основа – производная, слово образовано путем суффиксации, вторая – непроизводная, способ – морфологический.

 

Карточки.

Незавершенка –незавершенное производство.

Платежка – платежное поручение.

Потолок – предел какого-либо коэффициента.

Порог – значение коэффициента.

Кред/ит – денежные средства, взятые в рассрочку.

Тело кредита – сумма, взятая в рассрочку.

Проценты – сумма, которую должны возвратить за кредит.

Кр/едит  - место, где отражаются бухгалтерские записи.

ТОРГ 12 – товарно - транспортная накладная.

Средства основные – оборудование, станки, инструменты.

 

 

Вывод: чаще используются: Морфологический (с помощью приставок, суффиксов, сложением слов, основ), и Лексико-семантический (образование омонимов)

 

Практическое задание (работа в парах) (7 мин.)

Вспомните и запишите слова своей профессии. Выполните разбор слов по составу и словообразовательный разбор.

 

Взаимопроверка выполненного задания.(3 мин.)

 

V. Употребление и стилистика профессиональной лексики и профессионализмов. (10 мин.)

Слово преподавателя. Разговор о профессиональной лексике и терминах будет незаконченным без упоминания сферы их употребления. – // Мультимедиа, слайды  10,11//

10-слайд. Профессионализмы можно сгруппировать по сфере употребления: используемые в речи спортсменов, шахтеров, охотников, рыбаков и т.д. Профессионализмы, в отличие от их общеупотребительных эквивалентов, служат для разграничения близких понятий, предметов, имеющих в языке общие наименования. Профессиональная лексика незаменима для лаконичного и точного выражения мысли в специальных текстах. Однако эти слова будут непонятны для неспециалиста, поэтому профессионализмы не оправданы в текстах, предназначенных для широкого круга читателей.

11-слайд. Отдельные профессионализмы переходят в состав общеупот­ребительной лексики. Например, из речи журналистов в нашу речь попали профессионализмы газетная полоса, подвал, шап­ка, колонка редактора и другие. В художественной литера­туре профессионализмы используются для реалистического описания жизни людей, связанных с производством.

Сниженную стилистическую окраску имеет профессиональ­ная жаргонная лексика, которая употребляется только в уст­ной речи людей одной профессии. Например, компьютер на­зывают комп; клавиатура в речи компьютерщика — это клава; лазерный принтер — лазарь; Windows — форточки —название операционной системы. В речи лет­чиков бытуют слова недомаз, перемаз, означающие недолет, перелет. У профессионально-жаргонных слов, как правило, есть синонимы, имеющие точное терминологическое значе­ние и лишенные разговорного оттенка.

 

5. Подведение итогов (5 мин). Что мы узнали на занятии, //Мультимедиа, слайд 2-й.

Выставление оценок. Комментарии.

 

6. Домашнее задание (2 мин): вспомнить части речи, их грамматические признаки и составить таблицу, разделив их на 3 основные группы: самостоятельные, служебные, междометия. С примерами.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: olga04k (19.07.2014)
Просмотров: 3102 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Travelervek  
0
Many thanks, this website really helpful. Check out also my web page!

https://www.mistralbg.com/pochivki-turcia/antalia-side почивка на море в турция

ptmis+

Имя *:
Email *:
Код *: