Главная » Статьи » Мои статьи |
Методическая карта занятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» на II курсе
Группа: 206 (специальность «Экономика и бухгалтерский учет»), 204 (специальность «Банковское дело») Преподаватель: Коханова Ольга Валериановна, преподаватель первой квалификационной категории.
Тема: Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ общеупотребительной и профессиональной лексики.
Тип занятия: урок усвоения новых знаний.
Форма: комбинированная (теоретическая и практическая работа), с использованием мультимедиа презентации по теме.
Учебно-организационная деятельность: слово учителя, групповая работа, работа в парах и индивидуальная работа.
Средства обучения и оснащение занятия: мультимедийная установка, ПК, экран,
Учебно-методическая литература: И.Б.Голуб «Русский язык и культура речи» М. «Логос» 2004 г., «Словарь терминов по дисциплине “Экономика предприятия”», НТПБ, 2007 г.
Дидактические материалы: презентация по теме, карточки - схемы словообразовательного разбора и разбора слова по составу.
Внутрипредметные связи: лексика, словообразование. Межпредметные связи: экономика, бухгалтерский учет, банковское дело.
Место проведения: кабинет русского языка и культуры речи
Продолжительность: 1час 20 мин.
Учебно-технологическая карта занятия и её методическое обоснование.
1. Организационный момент (1 мин.) Цель: отчет дежурного, мобилизация студентов на учебно-практическую деятельность.
2. Актуализация опорных знаний (10 мин.) План работы: 1) проверка домашнего задания в форме терминологического диктанта 2) взаимопроверка 3) полилог преподавателя и студентов
3. Сообщение темы, целей и задач занятия (1мин.) Образовательные: дать определения «профессиональная лексика и термины», «профессионализм» и запомнить их; - знать способы словообразования профессиональной лексики и терминов Развивающие: уметь различать профессиональную лексику и профессионализмы, - выполнять словообразовательный анализ слов - уметь пользоваться нормами словообразования Воспитательные: - эстетическое воспитание - формирование культуры речи и культуры употребления слов - развитие профессиональной направленности студентов
4. Работа над темой (62 мин.) План работы над темой: I. Работа с определениями: 1) Сообщение темы и задач. (Слово учителя). 2) Запись в тетради структуры занятия. (Работа со слайдами № 1 и № 2 мультимедиа презентации). 3) Работа с профессиональной лексикой. (Групповая работа и работа в парах). 4) Определение терминов «профессионализм», «профессиональная лексика». (Эвристическая беседа и запись в тетрадь. Мультимедиа, слайд № 3). 5) Работа со словами «термин», «терминология». (Ответ студента, комментарий, запись в тетрадях. Мультимедиа, слайды № 4, 5,6). II. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов: 1) Способы образования слов. (Индивидуальный опрос, ответы студентов на материале предыдущих занятий. Мультимедиа, слайд № 7). 2) Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. (Слово учителя. Мультимедиа, слайд № 8). 3) Закрепление темы. (Разбор слов на доске, указание способа словообразования. Мультимедиа, слайд № 9). III. Физкультразминка. IV. Практическая работа с терминологией экономистов и банковских служащих. 1) Индивидуальная работа с карточками). 2) Проверка и вывод: какие способы словообразования чаще используются при образовании профессионализмов. (Выводы студентов). 3) Практическое задание. (Работа в парах с последующей взаимопроверкой). V. Употребление и стилистика профессиональной лексики и профессионализмов. 1) Слово учителя.( Мультимедиа, слайды № 10, 11).
5. Подведение итогов (4 мин.) Анализ работы, выставление оценок. 6. Домашнее задание (2 мин.)
Ход занятия 1.Организационный момент.(1 мин) - Приветствие учителя. Доклад дежурного. 2. Актуализация опорных знаний.(10 мин) Проверка домашнего задания. 1). Терминологический диктант. (8 мин.) 1. Раздел науки о языке, изучающий строение слов и способы образования слов. /Словообразование/ 2. Способ словообразования при помощи приставок, суффиксов, сложением слов, основ. /Морфологический/ 3.Способ словообразования путем перехода из одной части речи в другую. /Морфолого-синтаксический/ 4.Способ словообразования слова из словосочетания. /Лексико-синтаксический/ 5.Способ словообразования путем образования омонимов./Лексико-семантический 6.Словарный состав языка. /Лексика/ 7.Раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи. /Морфология/ 8.Раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова. /Морфемика/ 9.Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. /Синтаксис/ 2) Взаимопроверка. 1-2 ошибки – «4», 3-4 – «3», 5 и больше – «2» Сколько «5», «4», «3», «2»? 3). Полилог преподавателя и студентов. (2 - 3 мин.) - Вспомним тему прошлого занятия //-Стилистические возможности словообразования. - В чем эти возможности заключаются? //-В создании слов с различной стилистической окраской, в возможности выразить то или иное чувство или понятие при помощи языковых средств.// 3. Сообщение темы, целей и задач занятия. 4. Работа над темой: 62 мин.
Тема нашего занятия - Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ общеупотребительной и профессиональной лексики. //Мультимедиа, 1-й слайд и запись в тетрадь.// В результате нашего занятия мы должны вспомнить, что такое профессионализмы и термины, расширить познания о профессиональной лексике вашей специальности («Экономика и бухгалтерский учет», «Банковское дело»), узнать разницу между профессионализмами и профессиональной лексикой, узнать, как образуются профессионализмы, выполнить словообразовательный разбор и разбор слов по составу, сделать выводы о том, как образуются профессионализмы.
I.Запишем структуру занятия: // Мультимедиа, 2-й слайд// 1.Профессиональная лексика и термины (10 мин) 2.Словообразование профессиональной лексики (20 мин) 3.Разминка.(1 мин.) 4.Практическая работа с терминологией экономистов и банковских служащих (20 мин) 5.Употребление и стилистика профессиональной лексики и профессионализмов. (10 мин.) 6.Выводы.(5 мин) 7.Домашнее задание.(2 мин)
I. Работа с определениями: (10 мин.) Итак, вы студенты 2 курса, в следующем году вам предстоит пройти практику, а сейчас вы изучаете множество спецпредметов. Назовите их. С какими словами или терминами на этих дисциплинах вам приходится сталкиваться? //Работа в парах. – Зачитываем результаты.// Это ваша профессиональная лексика. -Что такое профессионализмы?// В ходе эвристической беседы с классом выясняем значения слов «профессионализм», профессиональная лексика, сферу их применения. В ходе данной беседы студенты должны четко разграничить эти два понятия, а именно: профессионализмы – слова, имеющие терминологическое значение, но употребляемые преимущественно в разговорной речи людьми одной профессии, а профессиональная лексика – прерогатива официальных бумаг и документов. // Мультимедиа, 3-й слайд и запись в тетрадь. Из предыдущих уроков-презентаций мы знаем, что такое термин // Мультимедиа, 4-й слайд// -Что называем терминами? Ответ студента. // Мультимедиа, 5-й слайд – чтение студентом // Действительно, термины - слова или сочетания слов, обозначающие строго определенные научные, технические, искусствоведческие или общественно – политические понятия, т.е. являются официально принятыми. Но к этому определению сегодня возьмем и новый материал - Термины являются частью лексического состава русского языка. Их можно разделить на исконно русские: тепло, скорость, колеса, пальцы и др. – и заимствованные: педаль, вибрация, деталь, кнопка, дрель, температура и др. // Запишем в тетрадь в два столбика самое основное из данного блока. Комментарий студента. Если мы встречаемся в своей практике не с одним термином, а с целой системой, о чем нам следует говорить в данном случае? -// Мультимедиа, 6-й слайд // терминология //запись в тетрадь.
II. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. 20 мин. Вновь вспомним материал предыдущих уроков.// Мультимедиа, 7-й слайд - показ.// Какие способы образования слов существуют в русском языке? - Индивидуальный опрос, ответы студентов.
Теперь выясним, каковы особенности словообразования профессиональной лексики. // Мультимедиа, 8-й и 9-й слайды // Профессионализмы – слова, имеющие терминологическое значение, но употребляемые преимущественно в разговорной речи людьми одной профессии. Как правило, это специальные наименования производственных процессов, орудий производства, сырья, изготовляемой продукции: розлив, отжим, подсол, переплав. В «Словаре русского языка» АН СССР профессионализмы даются с пометкой (спец.) Иногда они даются без помет: разруб – сортовой разруб мяса. //С разбором слов на доске//Профессионализмы часто образуются в результате усечения основы (демисезон – демисезонное пальто, легал, эксклюзив, ультрафиолет), и иногда путем стяжения неоднословных наименований и суффиксации (горючка – горючие материалы, атомка – электростанция). Иногда созданные по таким моделям слова понятны всем и получают широкое распространение, но не в словарях, а в разговорной практике, их еще называют жаргонизмами (образуются чаще в результате усечения основы): абитура, академка, губа, самоволка, горючка, легковушка, дембель.
III. Физкультразминка. Итак, плавно переходим к 3-й части занятия – практической работе с терминологией экономистов и банковских служащих.
IV. Практическая работа с терминологией экономистов и банковских служащих. (20 мин. Работа с карточками (индивидуальная) (10 мин) – цель: выяснить, каковы наиболее частые способы образования профессионализмов. Но прежде мы должны вспомнить «Порядок словообразовательного разбора» и «Порядок разбора слов по составу». У вас на партах две карточки: на одной – схемы, на другой –слова. Выполняем разбор, следуя схемам. Зачитываем, чертим: изменить > окончание> основа> образовано> приставки, суффиксы> способ словообразования; разбор по составу.
«Порядок словообразовательного разбора»: 1.Изменить слово, выделить его окончание, основу. 2. Найти слово (или основу), от которого образовано данное слово. 3. Определить, с помощью какой приставки, суффикса и т.д. образовано данное слово. 4. Назвать способ образования.
«Порядок разбора слов по составу»: 1. Определить слово как часть речи. 2.У изменяемого слова найти окончание и определить его значение. Правильность выделения окончания проверить его изменением. 3. Указать основу слова. 4. Выделить корень (корни) – для этого подобрать однокоренные слова. 5. Выделить приставки и суффиксы. Правильность выделения морфем доказать подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.
Например: горный ←гора, первая основа – производная, слово образовано путем суффиксации, вторая – непроизводная, способ – морфологический.
Карточки. Незавершенка –незавершенное производство. Платежка – платежное поручение. Потолок – предел какого-либо коэффициента. Порог – значение коэффициента. Кред/ит – денежные средства, взятые в рассрочку. Тело кредита – сумма, взятая в рассрочку. Проценты – сумма, которую должны возвратить за кредит. Кр/едит - место, где отражаются бухгалтерские записи. ТОРГ 12 – товарно - транспортная накладная. Средства основные – оборудование, станки, инструменты.
Вывод: чаще используются: Морфологический (с помощью приставок, суффиксов, сложением слов, основ), и Лексико-семантический (образование омонимов)
Практическое задание (работа в парах) (7 мин.) Вспомните и запишите слова своей профессии. Выполните разбор слов по составу и словообразовательный разбор.
Взаимопроверка выполненного задания.(3 мин.)
V. Употребление и стилистика профессиональной лексики и профессионализмов. (10 мин.) Слово преподавателя. Разговор о профессиональной лексике и терминах будет незаконченным без упоминания сферы их употребления. – // Мультимедиа, слайды 10,11// 10-слайд. Профессионализмы можно сгруппировать по сфере употребления: используемые в речи спортсменов, шахтеров, охотников, рыбаков и т.д. Профессионализмы, в отличие от их общеупотребительных эквивалентов, служат для разграничения близких понятий, предметов, имеющих в языке общие наименования. Профессиональная лексика незаменима для лаконичного и точного выражения мысли в специальных текстах. Однако эти слова будут непонятны для неспециалиста, поэтому профессионализмы не оправданы в текстах, предназначенных для широкого круга читателей. 11-слайд. Отдельные профессионализмы переходят в состав общеупотребительной лексики. Например, из речи журналистов в нашу речь попали профессионализмы газетная полоса, подвал, шапка, колонка редактора и другие. В художественной литературе профессионализмы используются для реалистического описания жизни людей, связанных с производством. Сниженную стилистическую окраску имеет профессиональная жаргонная лексика, которая употребляется только в устной речи людей одной профессии. Например, компьютер называют комп; клавиатура в речи компьютерщика — это клава; лазерный принтер — лазарь; Windows — форточки —название операционной системы. В речи летчиков бытуют слова недомаз, перемаз, означающие недолет, перелет. У профессионально-жаргонных слов, как правило, есть синонимы, имеющие точное терминологическое значение и лишенные разговорного оттенка.
5. Подведение итогов (5 мин). Что мы узнали на занятии, //Мультимедиа, слайд 2-й. Выставление оценок. Комментарии.
6. Домашнее задание (2 мин): вспомнить части речи, их грамматические признаки и составить таблицу, разделив их на 3 основные группы: самостоятельные, служебные, междометия. С примерами.
| |
Просмотров: 5411 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |